Печи
Баня с каменкой для поддавания пара.
Баня, с каменкой для поддавания пара, составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. Она служит для нагревания воды для мытья, образования пара, и для обогрева. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования. Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России сопровождались целым ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, — все при заходе в баню, когда готовились к парению, получали несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, как в бане, так и в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами.
Требования к печи в русских банях очень высокие. Печь должна занимать мало места, нагревать воду в достаточных количествах, для всей семьи, отапливать не только парилку и моечную, но и другие помещения самой бани, быть пожаробезопасной, а также исключать отравления угарным газом.
Печи в русских банях отапливаемых по белому стараются обустраивать так, чтобы камни можно было закрывать дверкой, которую открывают только тогда, когда топливо полностью сгорает. Если камни отделены от дымовых газов плитой, то такая печь может топиться и постоянно во время банных процедур, и в режиме периодического действия - путем основательной топки, лишь один раз перед банными процедурами.
Наилучшим топливом для печки-каменки в русской бане являются дрова. Потому что при топке углем создается очень высокая температура, которую трудно регулировать, к тому же она разрушительно влияет на внутреннюю кладку печи, и ухудшает санитарные условия.
Длительность топки печи-каменки должна быть оптимальной. После того, как температура стенок в печи достигнет максимальной температуры, устанавливается температурное равновесие между теплом, образующимся в печи и отдаваемым в окружающий воздух. Дальнейшая топка печи не нужна. Печь постоянного действия нужно топить до тех пор, пока требуется высокая температура камней, для получения сухого пара.
Начиная с 19-го века в русской бане не редкость встретить печь отделанную изразцами. Такая печь не только более гигиенична, она создает более комфортные условия, улучшается теплоотдача, экономится топливо.
Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой. (Вообще, мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным -г донником и другими душистыми травами. На лавках рядом со свежими вениками (в основном березовыми) «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.
Наши предки считали, что самой простой, но и самой существенной мерой к достижению здоровья является баня. В народе говорили; «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Как мы уже отметили, на Руси баня появилась задолго до крещения народа. В глубокой древности у славян существовали мыльни, влазни. Есть мнение, что в Россию баня якобы завезена была арабами или греками. Но более вероятно, что русская баня является собственным изобретением славян. В пользу такого предположения говорит многое: и совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян, и высказывания иностранцев о русской бане, которые свидетельствуют о том, что ничего подобного до прибытия в Россию эти иностранцы не знали. В этом плане особенно интересно свидетельство о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются.
Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратились в бани российские для пользы общества».